КОГДА ЖЕ МАЛЫШ ЗАГОВОРИТ? ВЕДЬ УЖЕ ПОРА БЫ. ЕСЛИ ОН ПЫТАЕТСЯ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ, ТО ВЫХОДИТ НЕРАЗБОРЧИВО. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК? И ЧТО ДЕЛАТЬ?

РАСТЁМ НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ:

Как происходит речевое развитие маленького человечка? Сначала он останавливался глазами на Вашем лице, как будто внимательно изучая его. Затем с удовольствием рассматривал яркие игрушки, поворачивал головку на свет и голос. Вот уже Вы услышали от него первые гуление и лепет – повторение отдельных гласных звуков. Обычно такие попытки малыш производит в 2-3 месяца. Постепенно в своём желании «заговорить» малыш становился всё активнее. И хотя эти протяжные звуки, напоминающие пение, ещё мало похожи на настоящую речь, но они очень помогают её появлению. Без гуления и лепета практически невозможен переход к полноценному общению. Поэтому если к 3-4 месяцам единственным звуком, который издавал Ваш малыш, оставался плач, маме и папе пора заволноваться! И не просто заволноваться, а начать быстро действовать, то есть обратиться за консультацией к логопеду. Очень часто родители предпочитают подождать, что же будет дальше: может быть, рано поднимать панику и всё ещё наладится само собой? К сожалению, это не так. И дальше зачастую бывает вот что.

Если кроха шагает в ногу со временем, то к 9-10 месяцам в его речи появляются первые простые слова, вроде «мама», «папа», «баба». Своей интонацией ребёнок уже многое выражает, например, удовольствие или обиду. До полутора лет маленький человечек обычно поступает так: простые слова, необходимые ему для общения, такие как «дай» лил «на», он произносит вполне понятно, а более сложные и менее нужные заменяет набором звуков из своего «особого» языка.

А что же наш малыш, от которого раньше не было слышно ни забавного лепета, ни первых «песенок» грудничка, состоящих из одного только протяжного звука «м…»? Скорее всего, кроха сохранит молчание и теперь! А самая большая ошибка, которую могут совершить родители, - это упустить момент и оставить всё на самотёк.

Уже очень скоро, к 2 годам, в жизни Вашего малыша начнётся период усиленного освоения речи. Это особое время! Никогда потом человек уже не делает подобного скачка в изучении языка, как в этом возрасте. Мозг двухлетнего малыша максимально настроен на восприятие, понимание и усвоение взрослой речи. Он начинает осваивать короткие предложения, используя союзы и предлоги.

·                  В это время малыша надо снабдить хорошими примерами для подражания. С ним нужно постоянно разговаривать, чётко и выразительно озвучивая каждое своё действие.

·        Читайте вслух стихи, рассказывайте сказки, играйте, говоря на разные голоса за кукол и плюшевых мишек.

! Однако всё это имеет смысл лишь в том случае, если Ваш ребёнок – «говорящий»». Хроническому молчуну подобные уловки не помогут.

ПОЧЕМУ ЖЕ МАЛЫШ МОЛЧИТ?

Обратитесь за помощью к логопеду. И постарайтесь сделать это как можно раньше. При необходимости логопед оправит на консультацию к специалистам: невропатологу, окулисту, отоларингологу (ЛОРу), детскому психоневрологу. Ведь причины, по которым Ваш малыш упорно молчит, могут быть самыми разными. Например, ребёнок сильно напугался чего-либо или своим молчанием он выражает протест против постоянных ссор или криков домашних, а, возможно, у него слабый слух и он просто не может заговорить, потому что не слышит примеров для подражания.

ОТВЕТ НЕ ВСЕГДА ЛЕЖИТ НА ПОВЕРХНОСТИ:

! Негативную роль могли сыграть наследственные факторы. Нельзя сбрасывать со счетов увлечение родителей крепкими спиртными напитками, курением.

! Но может быть, всё дело в неблагоприятных условиях внутриутробного развития малыша. Даже тот факт, в какой момент новорожденный закричал при рождении, имеет огромное значение для его общего и речевого развития.

! Болезни, перенесённые малышом в самые первые годы жизни, тоже могут оставить свой неприятный след на речевом развитии крохи.