Математика.
Тема: «Счёт до двух. Цифры 1 и 2.
Цель:
1.Познакомить с цифрами 1 и 2, как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.
2. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
3. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – две коробки с цифрой 1 на крышке, две коробки с цифрой 2, изображения дома, человека, легковой и грузовой машин, 6 картинок с изображениями морковок (для фланелеграфа).
Раздаточный – карточки с цифрами 1 и 2, кубики.
Число и цифра 1
Загадки.
Танцует крошка, На одной ноге стоит,
А всего одна ножка. В воду пристально глядит.
(игла) Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается.
(гриб)
Весёлые стихи.
Начинаем представление
Вот один, иль единица, детворе на удивление.
Очень тонкая, как спица. Познакомимся, друзья!
(С. Маршак) Единица – это я!
Число и цифра 2
Загадки
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Два берега)
Двое глядят, двое слушают. (Глаза и уши)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Весёлые стихи.
А вот это - цифра 2, Два похожа на утёнка
Полюбуйтесь – какова: С длинной шеей,
Выгибает двойка шею, Шеей тонкой.
Волочится хвост за нею. (Г. Виеру)
(С. Маршак)
Ход занятия:
1. Знакомство с цифрами 1 и 2.
Воспитатель показывает двух зайцев и рассказывает о них историю:
- Жили-были 2 зайца, всё у них было поровну. И вот однажды получили они посылку от мишки.
Воспитатель вносит две коробки: на одной написана цифра 1, а на другой – цифра 2 (внимание детей на цифрах не фиксируется).
- Как вы думаете, что прислал мишка?
Коробки открываются. Там морковки. Их раздают зайцам. Из одной коробки - одну морковку, а из другой – две. Тот заяц, что получил одну морковку, начинает плакать. Почему он плачет? Дети должны догадаться, что у этого зайца меньше морковок.
- Наверное, мишка опять всё перепутал. Давайте подумаем, как исправить ошибку.
На фланелеграфе воспитатель выставляет сверху одну морковку, а под ней – две.
- Что же сделать, чтобы зайчик не плакал? (Принести ещё одну морковку.)
- Теперь поровну? (Дети считают морковки: наверху – две, внизу – две. Две и две – поровну. Значит теперь можно отдать подарок зайчатам.)
- Взрослые придумали такие значки – цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько в коробке морковок. Вот цифра 1(единица) – она показывает, что в коробке одна морковка. А это цифра 2(двойка) – значит в коробке две морковки. Мишка не знал цифр – потому ошибся.
Появляется мишка. У него ещё две коробки с цифрами 1 и 2. Он говорит, что всё перепутал, и просит помочь ему разобраться. Дети снимают одну морковку с фланелеграфа, и кладут в пустую коробку с цифрой 1, две морковки – в коробку с цифрой 2. Таким образом, цифры соотносятся с количеством морковок.
В заключении все 4 коробки с морковками выставляются на столе. Воспитатель предлагает мишке выбрать коробки, которые он должен был отдать зайцам. Мишка опять ошибается, дети ему помогают найти коробки с одинаковым количеством морковок (ориентировка по цифрам). Для проверки морковки из коробок вынимаются и пересчитываются.
2.Физкультминутка.
Дети изображают зайчат:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг – и убежал!
3.Игра: «Строители».
Дети сидят за столами, на которых лежат кубики. Воспитатель просит взять один кубик любого цвета, а затем ещё два кубика такого же цвета и построить две башенки.
- Одинаковые ли башенки у вас получились?
- Чем они отличаются?
- Сколько кубиков в низкой башенке? Положите перед ней цифру.
- Сколько кубиков в высокой башне? Положите перед ней цифру.
Назовите цифры по порядку.
4.Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу правую - к груди,
Да смотри не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
5.Пространственные представления: ближе, дальше.
На фланелеграфе – изображения дома, двух машин – грузовой и легковой, и человека. Все поставлены в один ряд.
- Что ближе всего к дому?
- Что немного подальше?
- Что далеко от дома?
Дети закрывают глаза, воспитатель переставляет машины и человека.
- Что изменилось?
6.Итог занятия.
С какими цифрами мы с вами сегодня познакомились?
Что больше число 1 или число 2?
До скольки мы научились считать?
Давайте ещё раз посчитаем.
Что мы научились определять? (где один предмет, а где – два)
Ещё мы научились определять, что находится ближе, а что – дальше.