Математика.

Тема: «Счёт до двух. Цифры 1 и 2.

 

Цель:

1.Познакомить с цифрами 1 и 2, как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.

2. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

 

Материалы к занятию:

Демонстрационный – две коробки с цифрой 1 на крышке, две коробки с цифрой 2, изображения дома, человека, легковой и грузовой машин, 6 картинок с изображениями морковок (для фланелеграфа).

Раздаточный – карточки с цифрами 1 и 2, кубики.

 

Число и цифра 1

 

Загадки.

 

Танцует крошка,                    На одной ноге стоит,

А всего одна ножка.                В воду пристально глядит.

            (игла)                 Тычет клювом наугад,

                                   Ищет в речке лягушат.

                                                  (цапля)

Стоит Антошка на одной ножке.

Его ищут, а он не откликается.

                      (гриб)

  Весёлые стихи.

                                   Начинаем представление

Вот один, иль единица,             детворе на удивление.

Очень тонкая, как спица.           Познакомимся, друзья!

             (С. Маршак)           Единица – это я!

 

Число и цифра 2

 

Загадки

 

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Два берега)

Двое глядят, двое слушают. (Глаза и уши)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

                              (Глаза)

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

 

Весёлые стихи.

 

А вот это - цифра 2,                    Два похожа на утёнка

Полюбуйтесь – какова:                   С длинной шеей,

Выгибает двойка шею,                    Шеей тонкой.

Волочится хвост за нею.                         (Г. Виеру)

            (С. Маршак)

              

Ход занятия:

 

1.  Знакомство с цифрами 1 и 2.

Воспитатель показывает двух зайцев и рассказывает о них историю:

- Жили-были 2 зайца, всё у них было поровну. И вот однажды получили они посылку от мишки.

Воспитатель вносит две коробки: на одной написана цифра 1, а на другой – цифра 2 (внимание детей на цифрах не фиксируется).

- Как вы думаете, что прислал мишка?

Коробки открываются. Там морковки. Их раздают зайцам. Из одной коробки - одну морковку, а из другой – две. Тот заяц, что получил одну морковку, начинает плакать. Почему он плачет? Дети должны догадаться, что у этого зайца меньше морковок.

- Наверное, мишка опять всё перепутал. Давайте подумаем, как исправить ошибку.

На фланелеграфе воспитатель выставляет сверху одну морковку, а под ней – две.

- Что же сделать, чтобы зайчик не плакал? (Принести ещё одну морковку.)

- Теперь поровну? (Дети считают морковки: наверху – две, внизу – две. Две и две – поровну. Значит теперь можно отдать подарок зайчатам.)

- Взрослые придумали такие значки – цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько в коробке морковок. Вот цифра 1(единица) – она показывает, что в коробке одна морковка. А это цифра 2(двойка) – значит в коробке две морковки. Мишка не знал цифр – потому  ошибся.

Появляется мишка. У него ещё две коробки с цифрами 1 и 2. Он говорит, что всё перепутал, и просит помочь ему разобраться. Дети снимают одну морковку с фланелеграфа, и кладут в пустую коробку с цифрой 1, две морковки – в коробку с цифрой 2. Таким образом, цифры соотносятся с количеством морковок.

В заключении все 4 коробки с морковками выставляются на столе. Воспитатель предлагает мишке выбрать коробки, которые он должен был отдать зайцам. Мишка опять ошибается, дети ему помогают найти коробки с одинаковым количеством морковок (ориентировка по цифрам). Для проверки морковки из коробок вынимаются и пересчитываются.

 

2.Физкультминутка.

Дети изображают зайчат:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг – и убежал!

 

3.Игра: «Строители».

Дети сидят за столами, на которых лежат кубики. Воспитатель просит взять один кубик любого цвета, а затем ещё два кубика такого же цвета и построить две башенки.

- Одинаковые ли башенки у вас получились?

- Чем они отличаются?

- Сколько кубиков в низкой башенке? Положите перед ней цифру.

- Сколько кубиков в высокой башне? Положите перед ней цифру.

Назовите цифры по порядку.

 

4.Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу правую - к груди,

Да смотри не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

 

5.Пространственные представления: ближе, дальше.

На фланелеграфе – изображения дома, двух машин – грузовой и легковой, и человека. Все поставлены в один ряд.

- Что ближе всего к дому?

- Что немного подальше?

- Что далеко от дома?

Дети закрывают глаза, воспитатель переставляет машины и человека.

- Что изменилось?

 

6.Итог занятия.

С какими цифрами мы с вами сегодня познакомились?

Что больше число 1 или число 2?

До скольки мы научились считать?

Давайте ещё раз посчитаем.

Что мы научились определять? (где один предмет, а где – два)

Ещё мы научились определять, что находится ближе, а что – дальше.