«Игра и  игрушка в жизни ребёнка».

(старшая группа)

 

Цели:  

 

-значение игры и игрушки (сообщение «Игра - жизненная потребность ребёнка»);                                                                                                                         

-показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребёнка;                                                                                                   

 - вызвать  интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения со своим ребёнком;                                                 

 -разное.

Подготовительная работа: анкетирование родителей, подготовка  выставки рисунков детей «Моя любимая игрушка»,подготовка памятки для родителей, интервьюирование детей,  оформление группы.

Ход собрания:                                                    

  «Игра-это огромное светлое окно, через которое  

духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире».   В.А.Сухомлинский

Столы стоят по кругу, на них лежат квадратики синего и красного цвета для родителей и любимые  игрушки детей. Родители узнают игрушку своего  ребёнка и садятся за этот стол.

 -Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Сегодня мы поговорим о современ- ных игрушках. (Родители делятся историями со своими детьми о появлении  игрушек  в их жизни, своими воспоминания о детских играх и забавах. По очереди все родители  высказывают своё мнение, делятся друг с другом опытом по формированию культуры игры ребёнка с игрушками , с помощью мячика.)  Спасибо за обсуждение.

 Игра для ребёнка – это не просто время- провождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки.

 Игра- жизненная потребность ребёнка , она занимает важное место в жизни ребёнка – дошкольника и является  главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определённой условной цели.       А рекомендации по выбору игрушек и игр для детей вам даст наш психолог Наталья Евгеньевна.

2.Выступление психолога : «Роль игрушки в жизни ребёнка 5-6 лет».

                      -Игрушка для ребёнка это эффективный инструмент развития, совершенствование органов чувств и движений, понимание речи.

   К 5 годам постепенно крупные игрушки перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на шкафы, кровати. А вот наборы солдатиков, зверушек завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

   К 6 годам  ребёнок будет рад  необычному конструктору , моделям кораблей и самолётов , занимательной настольной игре ,набору вязания и шитья. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками. Дети любят в этом возрасте делать игрушки- подарки (салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план ,а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими  принадлежностями, строительными материалами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности  и школьному обучению. Я кратко расскажу об игрушках, а вы поднимите синюю карточку , если согласны со мною.

ü  -Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: монстры, человек- паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных  фантазий ребёнка. К категории монстров можно отнести игрушки- трансформеры: человек- робот, человек- чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка- это не просто забава.  Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребёнком действие способно  воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребёнка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несёт.(Вы согласны или нет?);

ü  Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться всё чаще не только психологам, но и психиатрам, врачам. Работы у них становится всё больше .(Вы согласны или нет?);

ü  Несомненно , у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия , кругозора, мышления, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.  (Кукольное семейство ,кукольный домик, посуда, машины, конструкторы, кассы, весы, часы, плиты, телевизоры, счёты, железные дороги и т.д..(Вы согласны или нет?);

ü  Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребёнок пропускает через себя этот образ. Это приводит к тому, что девочка стремиться к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у неё есть. Таким образом , Барби имеет смысл покупать школьнице- в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит  по достоинству её красоту и представляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую эта кукла диктует. (Вы согласны или нет);

ü  -Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: Кубики, конструкторы, разрезные картинки, пластилин, краски, бумага, клей, мозаика, наборы для рукоделия и т.д.. ( Вы согласны?);

ü  -Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:                     Резиновые игрушки, скакалки, кегли, дротики для метания, солдатики, ружья, мячи, надувные груши и т.д..                                                           Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием. Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того , у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических  особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей. В то же время в дошкольный период игрушки (солдатики, танки, оружие….) помогают найти выход внутренней агрессии. Если она выплёскивается через «военные» игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становиться основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком велик. На это стоит обратить особое внимание.(Вы согласны или нет?);

ü  Мягкая игрушка:                                                                                                   Её главное назначение - дарить малышу нежность. Любимые с детства персонажи из сказок излучают добро и любовь. Эти герои могут принести ещё одну частичку нежности и тепла.(Вы согласны или нет?);

ü  Если ребёнок в игре жестоко обращается со своей игрушкой , то это приводит к тому , что у ребёнка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты  характера- упрямство, неряшливость, эгоизм. Но , если ребёнок  с игрушкой ласков, прибирает её на своё место, то развивается трудолюбие, бережное отношение к вещам и другие ценные качества. Родители должны интересоваться играми детей , помогать расширять их сюжеты, не считать игру простой забавой и уделять ей должное внимание. ( Вы согласны или нет?)

Проанализировать анкетирование родителей и интервьюирование детей.

Родителям:

·         Играете ли вы с ребёнком?

·         Назовите игры ,в которые вы играете вместе.

·         Назовите любимую игрушку вашего ребёнка.

·         Помните ли вы считалочки, напишите их.

·         Знает ли Ваш ребёнок считалочки? Кто его научил?

Интервью с детьми:

§  Любишь ли ты играть?

§  Играют ли дома с тобой родители?

§  В какие игры ты любишь играть?

§  Какая твоя любимая игрушка?

§  Учишь ли ты с родителями считалочки ?

Презентация выставки рисунков детей.

Подведение итогов.

-Каждый из нас получил много информации и хороших рекомендаций. И на прощание, хочу узнать , что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что полезного вы узнали, о чём стоит задуматься. (родители передают друг другу игрушку и высказывают своё мнение). Я буду говорить небольшие фразы , а если вы с ними согласны, выполняйте движения, которые я попрошу.

1)      Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, кивните головой.

2)      Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребёнка происходят эффективнее , а воспитание приятнее, улыбнитесь.

3)      Если вы полагаете ,что игрушка – это носитель информации для ребёнка , как газета для взрослого, потопайте ногами.

4)      Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, похлопайте в ладоши.

5)      Если вы верите в то , что игрушка способна программировать поведение ребёнка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, помашите рукой.

 Благодарим всех за работу!