Развитие речи от 1 года до 2-х лет
От 1 года до 2-х лет ребёнок очень восприимчив к усвоению речи. До полутора лет малыш лучше понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он знает названия многих игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо запоминает названия действий, с которыми часто встречается в повседневной жизни. Если Вы, укладывая ребёнка спать, умывая его, одевая, каждый день повторяете одни и те же слова: «Дай ручку», «Ложись спать» и т. д., малыш быстро выучит эти слова.
Играя с малышом, используйте слова-инструкции: «Дай», «Принеси»; объясняйте словами, что именно нужно сделать, подкрепляйте объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребёнком чётко, немногословно, так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот предмет.
Ребёнок в этом возрасте любит подражать звукам, повторять слова за взрослым. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные им самим слова. Часто какой-нибудь слог означает несколько разных, но в чём-то похожих предметов. Так малыш называет «кыс» не только кошку, но и всё пушистое.
Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Скорость овладения словом зависит и от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребёнка.
Если малыш будет предоставлен самому себе, то и речь его будет развиваться медленно. Необходимо как можно чаше общаться с ребенком, играть с ним, беседовать.
УЧИТЕ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВО «ЕЩЁ»:
· Если Вы кормите малыша, и он Вам показывает, что хочет «добавки», произнесите слово «ещё» и попросите ребёнка повторить за Вами это слово.
· Дайте малышу интересную игрушку (например, яркое колечко). Если ребенку понадобится ещё одна игрушка, подождите, пока он сам не попросит: «Ещё».
· Если малыш любит качаться на качелях, попробуйте остановить качели и подождите, пока ребенок не попросит Вас: «Ещё».
· Когда Ваш малыш усвоит это слово и сможет его использовать, предложите ребёнку комбинировать его с другими словами: «Дай ещё», «Ещё яблоко» и т. д.
УЧИТЕ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВО «ВСЁ»:
· Когда ребенок поест и его тарелка опустеет, скажите ему: «Всё, в тарелке больше ничего нет». Покажите рукой на тарелку, разведите руки в стороны и повторите ещё раз: «Всё, больше нет».
· Похвалите ребенка, что он молодец, съел всю кашу: «Каша вся кончилась».
· Вы поиграли с малышом, а потом вместе с ним убрали игрушки на место (в коробку, в шкаф). Обратите внимание ребенка на то, что стол опустел – покажите рукой на стол – и скажите: «Всё, нет больше игрушек». Разведите руками в стороны: видишь, на столе нет ничего. Попросите малыша повторить вслед за вами слово «всё».
· Когда ребёнок начнет самостоятельно произносить слово «всё», предлагайте ему комбинировать это слово с другими словами: «Всё, нет молока» и т.д.
· Играя с малышом, старайтесь употреблять слова: «Ещё», «Всё, нет больше». Пусть к любимой кукле Тане придет в гости ещё одна кукла. Попросите малыша повторить: «Ещё Катя». А когда ребенок поиграет, уберите кукол и скажите: «Всё, нет больше кукол».
УЧИТЕ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЯТЬ ВАШИ ПРОСЬБЫ:
«ДАЙ МНЕ», «ПОКАЖИ МНЕ»
· Возьмите несколько хорошо знакомых ребенку предметов. Положите куклу в коляску и попросите малыша: «Дай мне куклу». Покажите рукой на себя, а затем на куклу. Подведите ребенка к коляске, помогите достать куклу из коляски и дать Вам. Похвалите его.
· Посадите мишку в машину. Попросите малыша: «Дай мне мишку». Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить малыша выполнить Вашу просьбу. Обязательно подбадривайте его.
· Поставьте на стол несколько хорошо знакомых малышу игрушек (куклу, мишку, мячик). Попросите его показать Вам каждый предмет: «Покажи куклу. Молодец!»; «Покажи мишку. Молодец!»; «Покажи мячик. Молодец!»; «Дай мне куклу. Умница!»; «Дай мне мячик. Умница!»
ЗНАКОМЬТЕ РЕБЁНКА С ЖИВОТНЫМИ:
- Возьмите две картинки, на которых нарисованы кошка и собака. Назовите животных: «Это кошка, это собака. Они тоже умеют говорить. Кошка говорит «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Пусть малыш попытается за Вами повторить, как говорят кошка и собачка.
- Во время прогулки покажите малышу кошку и собаку и побеседуйте о том, как они говорят.
«Кто это?» - «Кошка». – «Как она говорит?» - «Мяу-мяу».
«Кто это?» - «Собака». – «Как она говорит?» - «Гав-гав».
- Поставьте игрушечных животных на детский столик (кошку, собаку). Спросите малыша: «Где кошка?» Пусть он покажет Вам пальчиком. Спросите: «Как говорит кошка?» Малыш должен изобразить, как мяукает кошка. Потом поговорите о собачке: «А где собачка?» - «Вот собачка». – «Как говорит собачка?» - «Гав-гав».