Развитие речи от 1 года  до 2-х лет

От 1 года до 2-х лет ребёнок очень восприимчив к усвоению речи. До полутора лет малыш лучше понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он знает названия многих игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо запоминает названия действий, с которыми часто встречается в повседневной жизни. Если Вы, укладывая ребёнка спать, умывая его, одевая, каждый день повторяете одни и те же слова: «Дай ручку», «Ложись спать» и т. д., малыш быстро выучит эти слова.

Играя с малышом, используйте слова-инструкции: «Дай», «Принеси»; объясняйте словами, что именно нужно сделать, подкрепляйте объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребёнком чётко, немногословно, так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот предмет.

Ребёнок в этом возрасте любит подражать звукам, повторять слова за взрослым. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные им самим слова. Часто какой-нибудь слог означает несколько разных, но в чём-то похожих предметов. Так малыш называет «кыс» не только кошку, но и всё пушистое.

Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Скорость овладения словом зависит и от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребёнка.

Если малыш будет предоставлен самому себе, то и речь его будет развиваться медленно. Необходимо как можно чаше общаться с ребенком, играть с ним, беседовать.

 

 УЧИТЕ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВО «ЕЩЁ»:

·      Если Вы кормите малыша, и он Вам показывает, что хочет «добав­ки», произнесите слово «ещё» и попросите ребёнка повторить за Вами это слово.

 

·      Дайте малышу интересную игрушку (например, яркое колечко). Если ребенку понадобится ещё одна игрушка, подождите, пока он сам не попросит: «Ещё».

 

·      Если малыш любит качаться на качелях, попробуйте остановить качели и подождите, пока ребенок не попросит Вас: «Ещё».

 

·      Когда Ваш малыш усвоит это слово и сможет его использовать, предложите ребёнку комбинировать его с другими словами: «Дай ещё», «Ещё яблоко» и т. д.

 

 УЧИТЕ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВО «ВСЁ»:

·      Когда ребенок поест и его тарелка опустеет, скажите ему:  «Всё, в тарелке больше ничего нет». Покажите рукой на тарелку, разведите руки в стороны и повторите ещё раз: «Всё, больше нет».

·      Похвалите ребенка, что он молодец, съел всю кашу: «Каша вся кончилась».

·      Вы поиграли с малышом, а потом вместе с ним убрали игрушки на место (в коробку, в шкаф). Обратите внимание ребенка на то, что стол опустел – покажите рукой на стол – и скажите: «Всё, нет больше игрушек». Разведите руками в стороны: видишь, на столе нет ничего. Попросите малыша повторить вслед за вами слово «всё».

·      Когда ребёнок начнет самостоятельно произносить слово «всё», предлагайте ему комбинировать это слово с другими словами: «Всё, нет молока» и т.д.

·      Играя с малышом, старайтесь употреблять слова: «Ещё»,  «Всё, нет больше». Пусть к любимой кукле Тане придет в гости ещё одна кукла. Попросите малыша повторить: «Ещё Катя». А когда ребе­нок поиграет, уберите кукол и скажите: «Всё, нет больше кукол».

 

  УЧИТЕ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЯТЬ ВАШИ ПРОСЬБЫ:

«ДАЙ МНЕ», «ПОКАЖИ МНЕ»

·      Возьмите несколько хорошо знакомых ребенку предметов. По­ложите куклу в коляску и попросите малыша: «Дай мне куклу». Покажите рукой на себя, а затем на куклу. Подведите ребенка к коляске, помогите достать куклу из коляски и дать Вам. Похва­лите его.

 

·      Посадите мишку в машину. Попросите малыша: «Дай мне миш­ку». Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить малыша выполнить Вашу просьбу. Обязательно подбадривайте его.

 

·      Поставьте на стол несколько хорошо знакомых малышу игрушек (куклу, мишку, мячик). Попросите его показать Вам каждый пред­мет: «Покажи куклу. Молодец!»; «Покажи мишку. Молодец!»; «Покажи мячик. Молодец!»; «Дай мне куклу. Умница!»; «Дай мне мячик. Умница!»

 

 ЗНАКОМЬТЕ РЕБЁНКА С ЖИВОТНЫМИ:

  • Возьмите две картинки, на которых нарисованы кошка и собака. Назовите животных: «Это кошка, это собака. Они тоже умеют говорить. Кошка говорит «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Пусть малыш попытается за Вами повторить, как говорят кошка и собачка.
  • Во время прогулки покажите малышу кошку и собаку и побеседуйте о том, как они говорят.

«Кто это?» - «Кошка». – «Как она говорит?» - «Мяу-мяу».

«Кто это?» - «Собака». – «Как она говорит?» - «Гав-гав».

  • Поставьте игрушечных животных на детский столик (кошку, собаку). Спросите малыша: «Где кошка?» Пусть он покажет Вам пальчиком. Спросите: «Как говорит кошка?» Малыш должен изобразить, как мяукает кошка. Потом поговорите о собачке: «А где собачка?» - «Вот собачка». – «Как говорит собачка?» - «Гав-гав».