ПОЧЕМУ РЕБЁНОК МОЛЧИТ?

 

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но если и после двух лет ребёнок не произносит ни одного слова, нужно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Причины задержки речи могут быть различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей у детей от 2-х до 3-х лет.  

 

Задержка на стадии эмоционального общения

Общение такого ребёнка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле оказывается лишним, потому что и так всё понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребёнка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Отсутствие интереса к сотрудничеству

Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи.

Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные действия, издавая при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребёнок, общаясь с предметами, видит взрослых, но не нуждается в сотрудничестве.

Детские слова

Развитию нормальной речи могут препятствовать «детские слова». Взрослые должны неукоснительно соблюдать правило: не заменять в разговоре с малышом общеупотребительные слова детскими упрощёнными вариантами типа «авка» (собака), «ням-ням» (кушать) и т.д. Ребёнок в год начинает говорить с таких упрощённых слов в силу своих возрастных особенностей: нет отработанной артикуляции, нет полноценного фонетического слуха, с трудом устанавливается последовательность звуков в слове. По мере взросления все эти механизмы совершенствуются. Употребление «сюсюкающих» детских слов создаёт трудности для развития полноценной речи.

Задержка на стадии называния

Ребёнок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне простого называния предметов. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации малыш называет предмет, а при общении, взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т.д. Отсутствие речи нервирует ребёнка, он становится капризным, а поскольку окружающие часто его не понимают, выражает своё недовольство плачем и криком.

Заболевания центральной нервной системы

Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На неё могут оказывать вредное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.

ВЗРОСЛЫМ НА ЗАМЕТКУ

  • Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.
  • В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов.
  • Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Будьте терпеливы!
  • Не скупитесь на награду – похвалу или поцелуй.
  • Каждый день читайте ребёнку.
  • Будьте примером для детей: пусть они видят, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.