«О чём «рассказывает» одежда?»

 

Интегрированное занятие познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни.

 

Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов; моделирование содержательного обобщения.

Задачи:

1. Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела). Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции одежды, формулировать суждения.

2. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужна разная одежда (в холодную и тёплую погоду, для работы, отдыха и праздника).

3. Совершенствовать умения создавать аппликативное изображение одежды (по замыслу); высказываться относительно её назначения, развивать дедуктивное мышление.

4. Активизировать творческое воображение (украсить по замыслу «одежду»).

5. Обогащать практику работы с наглядными моделями «Функции одежды», «О чём «рассказывает» одежда?»

 

Предполагаемый результат:

- активизация познавательного интереса, базис субъективно-ценностного отношения к одежде;

- обогащённые представления о назначении и функциях одежды,

- умения формулировать аргументированные суждения; создавать графическое и аппликативное изображение одежды;

- переживание познавательно-эстетических эмоций от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью).

 

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?».

 

Материал: условное обозначение понятия одежда (знак), наборы предметных карточек с изображением одежды (для защиты тела, работы, занятий спортом и пр.); материалы для изобразительной деятельности, плоскостные куклы, изображающие мальчиков и девочек.

 

 

 

Ход занятия:

Загадка:

1.      Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

·         Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать  одним словом - одежда.

(Далее, ситуацию можно обыграть с кукольной одеждой, с настоящей, с изображением одежды на карточках).

 

2.      - Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна?

     - Нужна.  Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

(выставляются карточки с изображением сезонных изменений:

СНЕЖИНКА, СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ)

- Какой это знак? (СНЕЖИНКА)

- К какому времени года относится? (к зиме)

- Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)

- Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.

- Посмотрите на карточки. Все правильно показали?

- Как называется твоя одежда?

(Аналогично с солнцем, с дождём)

 

3.      Я знаю игру «Лишний предмет». Очень трудная. Справитесь?

·         Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка)

·         Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли)

·         Для тела (куртка, шуба, шляпа, пальто).

(выставляются карточки с предметами одежды,

дети называют лишний предмет)

 

4.      А теперь я вам покажу одежду, а она «расскажет» вам о том, кто её надевает. (Показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды).

- Кто это? - ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР.

- Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда? От чего она защищает? (это спецодежда, она защищает его от огня, не горит)

- Зачем повару для работы нужны халат? (он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты) Колпак? (чтобы волосы не попали в пищу)

- Как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда).

- Найдите и покажите карточки с рабочей одеждой людей.

- Кто работает в этой одежде? (парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т.д.)

- Молодцы.

- После работы всегда хочется отдохнуть.

- Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.)

- А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать.

- Куда можно сходить в такой одежде? Как отдохнуть?

- А я люблю ходить в театр. Покажите праздничную одежду

 

5. -  О каких удивительных вещах мы говорили? (об одежде)

     - Посмотрите на карточки. В каком знаке прячется слово одежда?      

       (условные обозначения)

    - Молодцы. Правильно.

 

6. -  У вас на столах куклы-мальчики и девочки. Они очень хотят носить красивую и удобную одежду.

-  Я предлагаю вам стать модельерами

- Здесь на столах приготовлены цветная бумага и фломастеры. Придумайте свою одежду и приступайте к работе.

Помощь детям (предложить дорисовать фломастерами)

Работы постепенно собираются. Желающие дети кратко презентуют изготовленную одежду.

В конце занятия выставка-презентация. Дети показывают кукол, в созданной ими одежде.

- Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде.

- Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему?

 

7. - Мы славно потрудились, кукол нарядили. И можем идти гулять.

А на улице мороз

Отморозит щёки, нос.

- В какой одежде пойдём гулять? (В зимней, в тёплой)

- Так давайте одеваться! (все встают)

 

Игра «Зимняя прогулка» - физкультурная минутка

(выполнение движений за текстом)

 

Очень холодно зимой,                              погладить себя за плечи,

Но мы пойдем гулять с тобой.                 шаги на месте,

Я надену шапку,                                        имитируем движение «надеваем шапку»

Я надену шубку                                         показываем, как надеваем шубку                                

Я надену шарфик                                     

Потуже завяжу.                                         «завязываем» шарфик

А потом красивые,                                    

Теплые, пушистые,                                   показываем кисти рук

Крошки – рукавички

На ручки натяну.                                       поглаживаем тыльную сторону ладоней,

И хотя я маленький                                   руки на пояс,

У меня есть валенки.                                ноги поочередно

Возьму с собою санки                              выставляем на пяточку,

На горочку пойду.                                    шаги на месте,

На горку поднимусь                                 руки поднять вверх,

И с горки прокачусь!

У-у-у-ух!                                                   быстрое движение рук вниз.