КАК ВЫБРАТЬ ЗАГАДКУ ДЛЯ РЕБЁНКА

 

Загадка – это не просто развлечение и игра, а упражнение в рассуждении и доказательстве.

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос.

Детей необходимо учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, находить пути  решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить доказывать правильность отгадки.

Прежде всего надо учить ребёнка воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине их связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки.

Правила загадывания загадок:

  • Загадывая загадку, повторите её несколько раз, чтобы ребёнок лучше запомнил и полнее выделил признаки.
  • Проанализируйте загадку, помогая вопросами обратить внимание ребёнка на признаки и установить связь между ними.
  • Предложите ребёнку план доказательства путём последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки: «У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать «комочек пуха»? «Кто прыгает ловко и любит морковку? Значит о ком эта загадка?»
  • В случае пропуска ребёнком какого-либо признака или связи подискутируйте с ним

Малышам 3,5 – 4 лет предлагают загадки, в которых названы характерные признаки предмета (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства живых существ, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.)

Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как большое количество признаков ребёнок не в состоянии запомнить.

Старшему дошкольнику (5 – 7 лет)  предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности:

  • точнее протекают процессы анализа и синтеза;
  • дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения;
  • дети могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
  • Учитывая это, можно разнообразить и усложнить тематику загадок.

 

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для детей.

 

Уважаемые родители! Учите ребёнка отгадывать загадки!