ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что перед тем как отправить ребенка в детский сад, вы должны соответст­вующим образом подготовить малыша.

Перед тем как отдать ребенка в детский сад, вы должны посетить группу, поговорить с воспитателем, с тем, чтобы максимально приближенные условия создать дома. Во-пер­вых, это касается режима дня. Не исключено, что тот режим, к которому привык ваш ребенок, отличается от детсадовско­го. Различия надо устранить.

Быть может, ваш ребенок не очень-то много общался с посторонними людьми, и в частности с детьми; тогда ему будет сложнее привыкнуть к коллективу.  Приглашайте гостей, сами ходите в гости, оставьте малыша на часок у со­седки. 

 

Понятно, что все дети привязаны к своим мамам, равно как и мамы к детям; поэтому тот момент, когда вы впервые оставляете малыша в детском саду, болезненный для вас обоих: ребенок плачет, ищет вас, бежит за вами, а вам надо уходить и у вас сжимается сердце и слезы наворачиваются на глаза.  

Этот драматический момент — момент первого расстава­ния — можно облегчить. И сотрудники детского сада всегда готовы вам в этом помочь. Попробуйте сначала сделать дет­ский садик привычным для вашего ребенка и только потом отдавайте малыша в детский коллектив. Вы, наверное, живе­те неподалеку (стандартная планировка микрорайонов), и каждый раз, прогуливаясь с ребенком, проходите мимо са­дика. Очень хорошо! Остановитесь у ограды. Пусть ваш ма­лыш понаблюдает за игрой детей — пусть привыкает посте­пенно.  И впоследствии, уже оформив ребенка в группу, прежде чем оставлять его, побудьте пару дней вмес­те с ним, чтобы ребенок успел привыкнуть к новым услови­ям, познакомиться с детьми, чтобы видел ваше доброе отно­шение к воспитательнице. После такой подготовки расста­вание не будет чересчур болезненным. 

К переменам в своей жизни ребенок должен быть го­тов психологически. Серьезно и спокойно объясните ему, что в детский сад ходить необходимо, что этого требуют обстоятельства. Неплохо срабатывает следующий аргу­мент: это твоя работа, малыш; все ведь должны ходить на работу. Не забудьте заверить ребенка, что придете за ним вечером.  

 

Привыкание к детскому коллективу

 

 Если ваши обстоятельства позволяют, в первые дни не нужно оставлять ребенка в детском саду надолго. Для начала можно оставить его на час-два. Потом несколько увеличить это время. Обед и сон — дома . Воспитатели, разумеется, пойдут вам в этом навстречу. И так, постепенно увеличивая «нагрузку», в течение 2—-3 не­дель. Как правило, такая тактика дает хорошие результаты, и период адаптации к детскому саду проходит более или ме­нее спокойно. 

 

Весьма облегчит привыкание к детскому саду и ваше продуманное поведение дома. Полный покой, никаких раздражителей. Ребенок весь день испытывал эмоциональ­ную нагрузку и у него должна быть возможность отдох­нуть. Быть может, папа любит тяжелый рок и привык включать магнитофон погромче. Пусть потерпит немного без рока. И даже, если можно, без телевизора. Ребенок ведь — превыше всего. 

Теперь, в отличие от периода подготовки, старайтесь ог­радить вашего ребенка от излишнего общения, поскольку именно от общения он за день устает. Самое необходимое ему сейчас — спокойная сосредоточенная игра; а если на дворе хорошая погода — прогулка с любимой мамой. 

 

Но нередко и явление, когда дети очень трудно привыка­ют к детскому саду. Они становятся капризными, у них на­рушается аппетит, становится беспокойным сон. Эти явле­ния могут наблюдаться месяц, а то и больше. Дети с очень ранимой чувствительной психикой тяжело переносят пери­од адаптации к новым условиям. Ребенок плохо засыпает, ему видятся во сне кошмары, от которых он просыпается с криком и плачем, и вам трудно малыша успокоить. Аппе­тит снижается почти полностью, а во время еды даже случа­ется рвота. Ваш ребенок избегает общества других детей, вы замечаете, что он подавлен и ему ничто не интересно. В тя­желых случаях нарушения адаптации у ребенка может даже страдать речь. 

 

Стрессы по вине родителей

 

Ни в коем случае не опаздывайте забирать ребенка из дет­ского сада. И не только в первые дни, но и после. Это очень тревожит малыша. То, что всех забрали из группы, а его — нет, угнетает ребенка. Он чувствует себя покинутым.  Постоянно повторяющаяся психическая травма приво­дит к развитию стрессов. А хронический стресс посредством сложного механизма снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Ребенок, у которого в нервно-эмоциональном плане не все благополучно, заболевает про­студами значительно чаще других детей. 

Даже те дети, которые уже давно посещают детский сад, случается, плачут при расставании с мамой. Не следует при­нимать это близко к сердцу. Вы уйдете, и ваш ребенок уже через пять минут будет бегать с другими детьми и смеяться. Иногда момент расставания проходит со слезами потому, что ребенок слишком привязан к маме, очень ее лю­бит. А если в садик ребенка отводит человек, к которому ребенок менее привязан, дело обходится без эксцессов. Попробуйте это. Пускай, например, дедушка отведет ма­лыша в сад. 

Бывает, что при расставании, успокаивая ребенка, вы по­обещаете ему что-либо, например, новую интересную иг­рушку. Обещание это вы должны выполнить. Никогда не об­манывайте ребенка. Но старайтесь не использовать эту так­тику — тактику обещаний. Ребенок быстро сообразит, каким образом «добывать» себе новые игрушки, и каждое утро бу­дет устраивать вам сущий кошмар.