Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе малыш отвечает словами и действиями взрослого.

Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути».

Агрессия, как простейшее средство достижения цели, знакома ребёнку, а главное, доступна.

Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Чтобы предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера, прежде всего родители должны задуматься о своём поведении. Всегда ли они адекватны в отношениях с ребенком и верно ли оценивают его поведение?

 

(Предлагается материал в родительский уголок «Агрессия и её причины», «Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности»)

 

Ребёнок в 2 – 3 года ещё мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но всё же есть способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра.

Есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения.