Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши
увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет
игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело
заканчивается дракой и истошными криками обоих.
Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки
договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.
Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети
жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие
агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности.
Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для
доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке
формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом
— это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе малыш
отвечает словами и действиями взрослого.
Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм
преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути».
Агрессия, как простейшее средство достижения цели, знакома ребёнку,
а главное, доступна.
Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной
ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что
этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает
закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению
конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс,
уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...
Чтобы предотвратить перерастание детской агрессивности в черту
характера, прежде всего родители должны задуматься о своём поведении. Всегда ли
они адекватны в отношениях с ребенком и верно ли оценивают его поведение?
(Предлагается материал в
родительский уголок «Агрессия и её причины», «Правила родительского поведения,
способствующие снижению детской агрессивности»)
Ребёнок в 2 – 3 года ещё мал для того, чтобы воспринимать и
использовать на практике теоретические назидания взрослых, но всё же есть
способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра.
Есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя
со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения.