Портрет будущего первоклассника

1. Социальное развитие 
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. 
2. Общается со сверстниками, знает правила общения. 
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив. 
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен. 
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке. 
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. 
7. Не избегает общения. 
2. Организация деятельности 
1. Может планировать свою деятельность. 
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. 
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний. 
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут. 
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. 
7. Не отказывается от заданий. 
3. Речевое развитие 
1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка. 
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. 
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. 
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения. 
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке. 
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. 
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок). 
 
4. Развитие движений и пространственная ориентация 
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается. 
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. 
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо). 
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями. 
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др. 
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник). 
 
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. 
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки. 
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. 
3. Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу)
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов. 
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов. 
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме. 
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу. 
 
6. Личностное развитие 
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми. 
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками. 
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого. 
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат. 
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого. 
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п. 
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…) 
 
7. Здоровье 
1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год). 
2. Спокоен, усидчив, нераздражителен. 
3. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи). 
4. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества). 
5. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание). 
6. В речи нет выраженных задержек в развитии. 
 
8. Развитие внимания и памяти 
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна). 
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. 
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. 
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении. 
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами. 
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. 
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
 
      9.Развитие речи
1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
 
10.Должен уметь самостоятельно 
1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
2.мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
3.при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, 4.тщательно пережёвывать пищу;
5.пользоваться носовым платком;
6.быстро одеться, раздеться, убрать постель;
7.содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
8.содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
9.при входе в помещение вытирать обувь;
10.переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
11.при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.